Про фильм «Левиафан»

На фоне горячих обсуждений, доносящихся изо всех щелей, посмотрел таки очередной фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», вокруг которого разразилось так много споров.

Впечатления остались двоякие.

Если подходить к этому исключительно с позиций моей внутренней склонности к переживанию драматизма и трагедии, то без сомнений, режиссёр в данном случае очень высокую планку преодолел (как, впрочем и во всех своих предыдущих работах). Художественных историй о настолько жуткой несправедливости в окружающем нас мире действительно не так много. В отличие от историй реальных… Так что с возмущениями тех, кто кричит, что так не бывает я не согласен. Бывает. К сожалению, но бывает. А иногда даже хуже.
Главный герой, кстати, примерно такой же безвольный вечно бухающий олень как и в «Географ глобус пропил».

Однако. Ни одно произведение нельзя рассматривать в отрыве от времени, в которое оно появилось, и в отрыве от автора, который является живым человеком со своими взглядами на это время. И в данном случае — это особенно важно. Ведь Звягинцев снял такой фильм не случайно. И не случайно теперь получает всевозможные награды за границей. Ему, рассказанный в этой картине сюжет, кажется чуть ли не нормой в современном российском обществе, чуть ли не будничной историей. А на Западе сейчас особенно актуальны рассказы о «немытой России». Любая чернуха и грязь, связанная с русскими, воспринимается там на ура: это там любят, за это там хвалят.

Да, социальных проблем в стране полно — отрицать это глупо. Так же как бессмысленно отрицать профессиональное качество самого произведения. Но дело в том, что за рубежом положительно отзываться будут не о мастерстве операторов, актёров или сценаристов. Там будет важен сам факт, что Россия опять показана в неприглядном свете, а остальное — мало значительные для них детали. Идёт ли нам это на пользу? Ответ, надеюсь, для всех очевиден.

Вряд ли, открою большой секрет, если скажу, что в отечественной культурной среде подрывная работа ведётся уже давно, разве что интенсивность напора время от времени меняется. Поэтому как бы мне не хотелось кого-либо обвинять, но должен заметить, что когда подобные фильмы снимает режиссёр, подписывающийся под требованиями о возврате Крыма и характеризующий современные настроения сограждан не иначе как «рашизм», то волей-неволей смотришь на это уже под другим углом…

Вывод будет таков. Тем, у кого башка на месте, посмотреть фильм однозначно стоит, ибо при всей противоречивости назвать его плохим я никак не могу. Звягинцев очень сильный режиссёр, и в этом у меня никаких сомнений нет. Но тем, кто заранее настроен увидеть «как всё на самом деле у нас ужасно», дабы, вместо конструктивного осмысления, после просмотра тут же с новой силой заорать, что «Я так и знал!», «Пора валить!» и всё в таком духе, лучше наверное воздержаться — поберегите нервы, и чем-нибудь полезным займитесь. Например, посуду помойте наконец. А там, глядишь, и жизнь наладится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *