Игорь Леонардович Викентьев — Как правильно читать литературу для специалистов

Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым — Александр Мамут

Интересный дядька, правильно, взвешенно рассуждает.

Из необузданного 5

Беседуем о насущном.

«— Кстати. Позавчера волею обстоятельств впервые за последний год расплатился в продуктовом магазине налом. Прихожу домой, свожу баланс и понимаю — наебали. Дали сдачу на десять рупий меньше. Причём, несмотря на то, что наличка в моей жизни — это по сути редкое исключение, мерзкие тётки-продавщицы даже в таких условиях всё равно умудряются воровать мои деньги почти каждый раз, когда мне всё-таки приходится платить им бумажными или металлическими деньгами. Страшно представить сколько они воруют за целый день, учитывая количество отсталых людей без банковских карточек. Ну и как тут не стать мизантропом? :) Дальше здесь могла быть реклама банка Тинькофф, но, увы, за пиар мне пока не платят. :) Ну а бабку я эту запомнил, ей в любом случае пизда.»

«— 10 рублей… Бляяя… 10 деревянных! Вот! Жизнь наконец пошла так как ей и положено.»

В России запущен Google Pay

Хорошая новость для тех, чей смартфон оснащён чипом NFC. В России заработала система бесконтактных платежей Google Pay.

До Google наконец-то дошло, что вместо того, чтобы каждый производитель заморачивался этим по отдельности (по аналогии с Samsung Pay), проще ввести данный функционал на уровне операционной системы.

Что ж, лучше поздно, чем никогда.

Хотя, чисто технически банковские карточки всё равно круче. ;)

Минфин предлагает ограничить расчёты наличными

Власти вновь задумались об ограничении расчетов наличными

Пошла жара!

Про бессмысленность копеек
Про безнал и электронный документооборот
Про бесконтактную оплату покупок
О приложении «Проверка касcового чека»

О приложении «Проверка касcового чека»

Это поразительно, но прошло всего каких-то несколько недель после моего поста про безнал и электронный документооборот, а сегодня я узнаю, что с 1 февраля 2017 года вступает в силу закон об обязательном использовании онлайн-касс (это которые автоматически отправляют в налоговую данные об операциях) и, что особенно круто, обязанности выдавать электронные чеки по требованию покупателя! Я когда об этом писал и подумать не мог, что мои фантазии будут реализованы так скоро. Я даже понятия не имел, что над этим вообще кто-то работает, а оно вон как оказалось. :)

Уже даже запилили специальное приложение — Проверка касcового чека. Работает всё следующим образом. Сначала нужно будет зарегиться, вбить в свой профиль телефонный номер и электропочту, после чего будет автоматически сформирован QR-код с вашими данными, а затем при совершении покупки вы показываете этот код кассиру, он его сканирует и электронный чек отправляется вам автоматически. То есть в перспективе это позволит почти полностью уйти от коллекционирования бумажных чеков. Актуально это в первую очередь для дорогих покупок, но фактически при вашем желании можно будет даже за покупку хлеба в магазине просить электронный чек. Круто.

Правда есть подозрение, что на практике всё будет не так радужно. Скорее всего кассиры будут жёстко тупить, аппаратура зависать, и в целом внедрение будет идти годами. Но, тем не менее, сам факт того, что мы всё-таки движемся в этом направлении не может не радовать.

Было бы совсем идеально, если бы такой чек без каких-либо дополнительных программ автоматом отправлялся на почту просто по факту оплаты покупки картой. Для этого нужно научить карты хранить в себе привязанный к ним имейл, а кассы уметь этот имейл считывать.

Про бесконтактную оплату покупок

Несмотря на российскую отсталость в этом направлении, всевозможные способы безналичной оплаты, пусть не так быстро как хотелось бы, но всё-таки постепенно получают всё большее распространение и доступность для среднестатистического гражданина. Во всяком случае в Москве. И теперь на этом фоне начинают набирать популярность, так называемые, бесконтактные платежи с помощью смартфонов, более известные как Apple Pay и Samsung Pay (полагаю, что со временем подобные возможности предложат и остальные производители аппаратов на Android).
Преподносится это дело как какая-то небывалая и уникальная технология, что-то настолько невероятное, что все просто обязательно должны начать ею пользоваться. По телеку развёрнуты агрессивные рекламные кампании, в продвижение вложены серьёзные деньги. Банки наперегонки соревнуются, чтобы рапортовать о внедрении этого чуда как можно раньше конкурентов.

Но если отбросить весь пиар в превосходных тонах и попробовать спокойно и вдумчиво разобраться в самой сути бесконтактной оплаты смартфоном, то немедленно возникает вопрос: «А в чём собственно такая уж магия этого процесса?» Ведь давным давно существуют такие системы как MasterCard Contactless и VISA payWave, позволяющие делать всё то же самое, но только с помощью банковской карты. И уж если эти вещи сравнивать, то магия — это как раз оплата пластиком, а не смартфоном.

Пластик легче и тоньше, работает без аккумулятора и зарядки, не требует запускать никаких спецприложений и держать палец на сканере для отпечатков, ну и в конце концов оформить карточку можно совершенно бесплатно, а среднестатистический смарт с NFC обойдётся минимум штук в 20… Выводы по-моему очевидны.

Так что на самом деле вся прелесть оплаты телефоном заключается исключительно в том, что он, как правило, всегда под рукой. Да и то аргумент сомнительный, учитывая, что карточка у нормального человека тоже всегда с собой и в нужный момент достать её из кошелька никаких проблем обычно не составляет.

С технической точки зрения опять же ничего нового и удивительного в этой технологии нет, а скорее даже наоборот. Ну правда, чего особенного в том, что в 21 веке сверхнавороченный электронный аппарат способен производить платежи? Да ничего.

А вот то, что приложив к кассовому терминалу карточку толщиной в 1 мм можно сделать то же самое — это да, это действительно круто и удобно.

Так что не стоит слепо вестись на все подряд маркетологические уловки. Думайте башкой хоть иногда.

Это я всё не к тому, что Apple Pay и Samsung Pay — это что-то плохое. Я лишь о том, что иногда нет смысла тратить условные 50.000 рублей на очередной аппарат только ради какой-то одной новой функции, которая на поверку может оказаться не такой уж и нужной. К тому же со стороны производителей смартфонов в перспективе тут явно усматривается интерес ещё и в попытке отобрать у платёжных систем их хлеб, сначала перетянув пользователей на свои платформы, а потом вообще начав проводить транзакции самостоятельно в обход тех же MasterCard и VISA. Конкуренция — это прекрасно, всячески поддерживаю, но только не за счёт покупателя, пожалуйста. ;)

Всё это мне напоминает историю с фильмами в формате 3D — отрыли из пыльного сундука древнюю технологию, которой сто лет в обед, и давай продавать её втридорога наивным детям. А ведь по факту то — полная же ерунда: сидишь два часа как дурак, мучаясь в неудобных очках, и портишь зрение за свои же деньги вместо того, чтобы просто по-человечески смотреть кино, не отвлекаясь на всякую херню.

ЗЫ
А тем временем, в московском метро как нельзя было пройти через турникет по банковской карте, так и нельзя. Вот такая у нас в стране логика, такие приоритеты…

Про безнал и электронный документооборот

Продолжаем финансовый ликбез. Сегодня расскажу про современные способы денежного и документального оборота. Ибо, несмотря на технический прогресс и развитие современных технологий, большинство людей, к сожалению, продолжают пользоваться наличными деньгами для разнообразных взаиморасчётов и обмениваться бумажными документами при совершении тех или иных операций. Меня такое положение вещей бесит, поэтому решено продолжить сеять разумное, доброе, вечное.

Начнём, пожалуй, с преимуществ безналичных платежей и хранения средств на карте, что в свою очередь открывает возможность пользоваться банковскими мобильными приложениями:
— Удобный контроль за остатком, так как в любой момент вы точно будете знать сколько у вас денег и сможете проверить когда, где и на что вы потратили ту или иную сумму. Это в том числе полезно для ведения личного финансового менеджмента и домашней бухгалтерии (об этом как-нибудь в следующий раз);
— Экономия времени и нервов за счёт того, что не приходится тупить у кассы в магазине, ковыряясь в кошельке и отсчитывая нужную сумму, а потом ещё и сдачу ждать;
— За каждую покупку вы будете получать кэшбэк реальными деньгами, а также ежемесячный процент на остаток (ну, если у вас нормальный банк);
— Упрощение расчётов с друзьями, родственниками и другими людьми, благодаря разнообразным возможностям перевода денег друг другу;
— Возможность настроить автоплатежи по расписанию (сам не пользуюсь, но многим нравится), отсутствие необходимости искать терминалы для пополнения баланса на мобильнике, на карте Тройка (правда, от дебилизма с активацией средств это всё равно не спасёт), для погашения ваших бесконечных кредитов и прочего;
— Своевременные уведомления и моментальная оплата всех коммунальных платежей не выходя из дома нажатием нескольких кнопок. Больше не придётся как дебилы заполнять бумажечки и каждый месяц относить их в… Ну, в общем туда, куда вы их там носите;
— Деньги, отправленные вам переводом, не нужно пересчитывать и проверять на наличие фальшивок, что экономит не только ваше время, но и нервы;
— Безопасность. Даже если вы потеряете карту или её украдут, вы всегда можете её заблокировать. К тому же нормальные современные банки позволяют устанавливать разнообразные суточные и месячные лимиты, ограничивать суммы снятия наличных, закрывать доступ для оплат в интернете, подтверждать операции по SMS с привязкой к вашему мобильнику, присылать уведомления обо всех совершённых транзакциях и так далее.

А что хорошего с наличными? Да ничего. Это полная бессмыслица. Эти мятые бумажки и монеты, которые только занимают лишнее место, подвержены порче (могут порваться, промокнуть, испачкаться), а если вы их потеряете, то в отличие от пластика блокировать будет уже нечего, и попрощаться с ними придётся навсегда. Плюс неизвестно кто их трогал своими грязными лапами до вас — вот, блин, тоже мне удовольствие микробов разводить… В общем, сплошь одни недостатки.

Отдельная песня — это наличные в бизнесе. Если покупатель платит наличкой, то это всегда лишняя головная боль для предпринимателя, необходимость использовать дурацкие морально устаревшие кассы, ручные счёты и тому подобную архаику. Не говоря уже о том, что нал — это благодатная почва для разнообразных незаконных операций как с частными лицами так и между организациями, чем и пользуются множество нечистоплотных бизнесменов и просто преступников. Тут тебе и уход от налогов, и криминальные деньги и вообще всё на свете, полный букет, как говорится. Только вред от них.
Я считаю, что давным давно пора на законодательном уровне вводить дополнительные ограничения на наличные расчёты, ибо тех, что действуют сейчас явно недостаточно, к тому же они в полной мере не работают так как задумано.
А безналичный платёж или перевод — это по-любому гарантия прозрачности и контроля. Потому что всегда будет видно кто, кому, сколько и за что отправил денег. Тут уже ни от налогов не убежишь, ни террористов напрямую не пофинансируешь. Неужто плохо?
А чего стоит геморрой с ведением учёта и прочих сложностей, связанных с наличкой? С российскими законами, требованиями налоговых служб и прочими идиотскими правилами и так то с ума сойти можно, а уж когда дело касается нала, то всё ещё больше усложняется, ибо в большинстве случаев обязывает под это дело подбивать кучу макулатуры. А даже если вы пользуетесь каким-то онлайн-сервисом для учёта, то всё равно как минимум придётся забивать все данные вручную. А вот по безналу операции могут синхронизироваться между вашим банком и бухгалтерским сервисом.

И тут мы плавно подходим к электронной документации и подписям.

Во-первых, вместо бумажных чеков давным давно пора вводить электронные. Таким образом и на бумаге получится экономия, и на краске, плюс не нужно будет запоминать и как старая бабушка хранить в пакетике все ваши квитанции и платёжки. Все эти заморочки и так то выглядят довольно устаревшими в наше время, а уж при массовом бесконечном потреблядстве, уследить за всем и всё запомнить становится очень тяжело (если конечно вы не такой задрот как я). Поэтому массовое введение онлайн-чеков, счетов, накладных и прочих бумажек нужно реализовать как можно скорее и продвигать агрессивнее. Всем от этого будет только польза.
А во-вторых, то же самое касается и электронных подписей. Давным давно надо реализовать программу создания для каждого гражданина бесплатной электронной подписи, которая была бы валидной как в интернете, так и, например, в магазине.

Что касается юридических лиц, то там всё это уже реализовано, но из-за того, что люди там в массе своей точно такие же тупые и инертные, то никто электронным документооборотом не пользуется и электронные подписи себе не делает. В результате все по старинке ипут друг другу мозги вопросами из серии «Давайте сделаем сверку документов!», «Когда вы привезёте нам подписанные накладные?» и тому подобный бред. Хотя уже сегодня можно решать все эти вопросы за несколько минут не выходя из дома.

На этом пока всё. Продолжение следует.